"Комсомольская правда" 13.07.1988 г.


                                                                         Юрмальский вариант


                                                                  Размышления после гала-концерта


      Да, прав Р.Паулс, когда в своем заключительном слове сказал: "Были и радости, были и слезы, но на следующий год все начнется сначала".

      "Юрмала-88" своим финальным аккордом на сцене концертного зала "Дзинтари" возвестила о рождении "Юрмалы-89". И прежде чем сделать шаг вперед, есть время оценить, проанализировать все, что происходило на янтарном берегу, ставшем меккой для всех, кому дорого самое демократичное искусство – музыкальная эстрада.

      Честно признаюсь, поначалу не очень-то и хотелось ехать в Юрмалу. Трансляция-то прямая, сиди себе в Москве, смотри, как и миллионы телезрителей, да оценивай. Но в том-то и дело, что экран высвечивает только видимую часть "айсберга", именуемого советской эстрадой, все остальное остается там – за экраном. Хотели того устроители или нет, Юрмала сконцентрировала в себе практически все проблемы трудного легкого жанра. А оценивая только его видимую часть, верхушку, можно впасть в элементарное критиканство.

      Бесспорно, устроители видят многие проблемы, которые надо решать, и знают, как их решать. И все-таки хотелось бы высказать ряд соображений на этот счет. Ведь что бы мы ни говорили, а третья "Юрмала" дает уже возможность для анализа каких-то устоявшихся тенденций.

      Если говорить об исполнителях, то уровень мастерства конкурсантов на "Юрмале-88" был значительно выше, чем на предыдущих состязаниях. Это не может не радовать, ведь конкурс-то исполнительский. Раньше, например, присутствовала пара явных лидеров, а остальные были как бы "вне". На этот раз второй тур показал, что жюри будет нелегко определить победителей. Ведь оценивались не только вокальные данные. Но и сценическое воплощение песни (скажем так – артистизм. Жалко, что за это не было публичных оценок). Соответствие подбора репертуара своему имиджу, сценическая культура… И, наконец, перспективность певца. В общем, так или иначе эти нюансы играли свою роль при вынесении вердикта.

      После второго тура я расставил свои баллы, и она, за редким исключением, совпали с мнением жюри. Да, москвич Александр Малинин, обладатель "Гран-при", подарил нам истинные минуты радости. Его исполнительская манера очень личностная, сочетание рок-экспрессии и задушевного лиризма, внутреннего драматизма и внешней отрешенности – они и привели певца к успеху. Кстати, когда А.Малинину вручался специальный приз Советского комитета защиты мира "Хрустальный кубок" – "Песня – миру", так и не было сказано – за какую песню, кто ее авторы. Я с удовольствием восполняю этот пробел: песня назвается "Коррида". А написала ее Елена Ванина на стихи Игоря Иванова.

      Что касается певца из Латвии Зигфрида Муктупавелса, то мне показалось, что выступление в первом туре для него было нечто вроде дани этому конкурсу. Выступление ради выступления. Но, получив высокие оценки (по условиям конкурса оценки первого тура аннулируются), во втором ему их надо было зарабатывать снова. И здесь мы увидели, какой большой потенциал у этого певца. Он исполнил свои композиции более сдержанно, но не менее эмоционально. Имея свой саунд, Зигфрид придал ему ту мягкость, задушевность, которые притягивают слушателей к исполнителю, на каком бы языке он ни пел.

      Конечно, мнение жюри не оспаривается, но в своем реестре я поставил З.Муктупавелсу первое место. Вот, пожалуй, и все расхождения. Хотя глубоко убежден, что при определенных ситуациях на призовые места в полной мере могли рассчитывать, на мой взгляд, певица с прекрасными вокальными данными Анна Резникова из Москвы, экспрессивный, со своей манерой пения Рики Водэ из Кишинева, очень милая, с хорошим, мягким вокалом Юлия Мирошниченко из Ленинграда, но...

      Опять это "но". Вот уже третий год мы возвращаемся к тому же камню преткновения – репертуар. Не хочу всю вину взваливать на редактуру. В чем-то есть и их недоработки, но в целом, конечно, отсутствие высококлассных песен – это следствие сложившейся ситуации на нашей эстраде. Не могут они появиться сразу в большом изобилии. Когда на протяжении десятков лет прерогатива их написания принадлежала нескольким членам Союза композиторов. Что те песни, композиции, которые создавались для отдыха, которые затрагивали проблемы личностные, переходили в разряд ненужных, крамольных, отвлекающих от созидательного труда. Правда, изредка проводятся песенные конкурсы, но только для членов союза. Одним словом, проблема как был, так и осталась. И яркое тому подтверждение – ежемесячные опросы ТАСС, где одни и те же песни месяцами стоят на одних и тех же местах. Причем художественный уровень некоторых этих произведений говорит о том, что проблема загнана не на "музыкальный олимп", а на прямо противоположный.

      Так где выход? На первом этапе мне он видится в общенациональных песенных конкурсах, с четкой жанровой дифференциацией. Раз уж Юрмала стала нашей надеждой, призванной изменить положение на советской эстраде, то почему бы в рамках конкурса не проводить отдельно конкурс популярной музыки. И предложить это дело фирме "Мелодия". Тогда бы в Юрмалу спешили не только новички, но и маститые исполнители, неся в руках новые песни, а молодые композиторы после отборочных туров искали бы своего исполнителя. Ведь прошедших на Юрмалу певец дает ему возможность записать в профессиональной студии его шедевр.

      В общем, предложений здесь много. Надо правильно только спровоцировать творческую инициативу и дать ей дорогу.

      Написал "дать дорогу"… А собственно, кто должен давать эту дорогу? На конкурсе я очень часто слышал от членов жюри слово "шанс". Юрмала – это шанс. Заметят, не заметят. Станет, не станет… Это все потом, и все зависит от самого исполнителя. Так трактовали некоторые устроители дальнейший путь певца. Правильно ли это? Думаю, что нет. Мне кажется, что здесь есть элемент эгоизма, потребленчества. Этакая судьбоносность – где метры определяют, жить тебе или не жить. И вот они сказали "да". Дальше… уехали заниматься своими делами. Ну кто-то из них кому-то в чем-то поможет. Однако это не правило, а исключение. И здесь я не вижу какого-то противоречия. Действительно, члены жюри – люди занятые. У них своих дел по горло. Тогда кому нужны эти лауреаты и дипломанты? Телевидению? Получается, что не нужны. Отыскав их среди сотен претендентов и с шиком показав всему Союзу, вроде как отметились галочкой – проведен Всесоюзный конкурс. А дальше что?

      Не знаю, говорили ли бывшие лауреаты и дипломанты членам жюри, что со многими из них стало после конкурса, но мне говорили. Иногда со слезами на глазах. О них забыли. Они никому не нужны. Ставок не дают. Аппаратуру не дают. С репертуаром не помогают… Всего и не перечислишь. Страшно, но факт, здесь тоже нет противоречий. Ну не может творец художник ходить выбивать себе ставки, аппаратуру и т.д. и т.п. Что-то одно: или дело, или творчество. Это аксиома.

      Я специально акцентирую внимание на этой проблеме, ибо становится по-человечески обидно, что, беря определенную ответственность за творческую судьбу молодых исполнителей. Устроители о ней очень скоро и забывают. Если бы, Например, в Главной редакции музыкальных программ ЦТ существовал приказ, что ни одна эстрадно-развлекательная передача не выйдет в эфир, если там не будет представлен хотя бы один лауреат или дипломант Юрмалы, то любой редактор приложил бы максимум усилий для того, чтобы и песня у него была, и все остальное. А это все реклама, которая работает на певца. Точно так же, как и отдел культуры ЦК ВЛКСМ мог бы включать их в творческие группы, выезжающие за рубеж.

      Хотя, конечно, подобная практика – полумеры. Однако отказываться от рних, видимо, нет смысла.

      Так как же все-таки кардинально изменить существующую практику? Как вовлечь новоиспеченные таланты в круговорот полнокровной творческой жизни?

      Вопрос непростой, ибо он затрагивает все спектры индустрии развлечений: и экономический, и технический, и нравственный.
      Давайте порассуждаем. Кто хозяин конкурса? Мне сразу назовут две мощные организации: ЦК ВЛКСМ и ЦТ. Но есть у них и мощные деловые партнеры: Латвийское телевидение, Юрмальский горком комсомола и Юрмальский горисполком. Но парадокс в том, что все эти фирмы, очень добросовестно выполняющие свою работу, не хозяева по большому счету, а организаторы конкурса. Хозяина как такового нет. Вот в чем суть. А индустрия, если мы хотим иметь от нее качественную продукцию, должна функционировать во всех направлениях и днем, и ночью. Получается так: кто-то отвечает за репертуар, кто-то за еду, кто-то за рекламу, кто-то за показ, кто-то за машины, кто-то еще за что-то... Отвечают разные подразделения разных фирм. И только во время конкурса. Каждого интересует своя работа, свой сусек. А кто же отвечает за людей? В общем, работа ради работы. Так получается: состязание ради состязания.

      Да, мы много и долго говорили об общественном институте менеджеров. Официально его нет. Но сегодня он уже появился. Это всевозможные студии, музыкальные центры, кооперативы… Подобные хозрасчетные организации имеют, как правило, свои звукозаписывающие студии, своих исполнителей. Ищут им выгодные гастроли, помогают с репертуаром, аппаратурой… Здесь возникает естественный вопрос: а почему бы ЦТ, ЦК ВЛКСМ, Латвийскому телевидению и Юрмальскому горкому комсомола не стать соорганизаторами своей хозрасчетной, творческой фирмы. Она бы могла заключать договоры с лауреатами и дипломантами на гастрольные маршруты, подготовку репертуара, записи сольных пластинок… По существу, гала-концерт – это та программа, которую спокойно можно показывать на стадионах и во дворцах спорта в любом городе Советского Союза в течение года. А прибыль… На развитие конкурса, его технической части, хозяйственно-бытовой, рекламы… Во всем это Юрмала сегодня нуждается. Структура внутри такой фирмы требует отдельного разговора. Но не на словах, а на деле стать одним из действующих звеньев в развитии отечественной эстрады, нашей школой для создания индустрии развлечения.

      Бесспорно, могут быть и другие предложения. Ясно одно, если мы хотим что-то сделать с нашей эстрадой, надо искать не только причины, которые томозят ее развитие, но и возможности, помогающие их преодолению.

      Уверен, уровень "Юрмалы", одного из престижных конкурсов страны, год от года будет расти. Но как важно, чтобы у него было продолжение.

Ю.Филинов


Hosted by uCoz