"Комсомольская жизнь" № 20'1988 г.


                                                                   "Коррида" – не просто песня...


      Отзвучали последние аккорды песни, и зрительный зал взорвался аплодисментами.. Вряд ли кто в эти минуты сомневался, что именно этот исполнитель победит. И он, 29-летний московский певец Александр Малинин, стал обладателем "Гран-при" конкурса "Юрмала-88".

      До этой победы имя певца были известно довольно ограниченному кругу поклонников современной эстрадной песни: кто-то видел его с группой "Метроном" на "Рок-панораме-87", кто-то побывал на его концертах (ведь Александр Малинин – солист Москонцерта и вместе со своею группой гастролирует по стране), а кто-то, может быть, помнит его пробные выступления с группой Стаса Намина два года назад... Кстати, во время поездки с этим коллективом в США на Малинина обратил внимание известный американский певец Дэйвид Померанец и предложил выпустить совместную пластинку.

      – Дэйвид дал мне с собою инструментальные фонограммы, чтобы я в Москве записал на них свой голос, – рассказывает Александр. – После этого в Америке вышла советско-американская пластинка "Далекие страны". А буквально накануне Юрмальского конкурса от Померанца пришло приглашение приехать в Соединенные Штаты для совместных выступлений в Лос-Анджелесе и Бостоне и для записи нового диска и рекламных видеоклипов. На сей раз Дэйвид написал англоязычные тексты к нескольким новым моим и своим музыкальным композициям, и нужно было сделать "черновые" варианты звукозаписи. В конце года я должен еще раз приехать в США, чтобы завершить эту работу.

      Думаю, в творчестве Малинина заинтересовал американских специалистов, искушенных в современной музыке (и, между прочим, точно знающих свой музыкальный рынок и не жаждущих "прогореть" на невыгодных исполнителях) прежде всего органичных синтез русских национальных песенных традиций с сегодняшними ритмами и аранжировками рок-музыки.

Этот парень, родившийся в Свердловске, можно сказать, из крестьянской семьи: его мама родом из костромской деревни, папа – из челябинской. После девятого класса он поступил в студию эстрадного искусства при Свердловской областной филармонии, выдержав огромный конкурс: принимали лишь четырех человек, а Саша подал заявление в приемную комиссию 311-м, и далеко не последним.

      – Конечно, учеба в студии была для меня важной – мы ежедневно по шесть часов занимались вокалом, нас учили сценическому движению, технике речи, народному танцу, преподавали марксистско-ленинскую эстетику, ряд теоретических музыкальных дисциплин, историю народного творчества… Но все же самую большую школу я прошел на практике – уже во время работы в Уральском народном хоре. Знаю, все лучшее, что во мне есть, было заложено именно там.

      Наверняка телезрителям, следившим за ходом борьбы на конкурсе "Юрмала-88", запомнились романсы, которые исполнял Малинин: свое выступление на первом туре он начал с романса Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы "Любовь и разлука", а в гала-концерте – с романса Давида Тухманова на стихи Ларисы Рубальской "Невинные слова". Может, кому-то они показались странными в репертуаре певца рядом с ритмами рок-н-роллов.

      – У меня давняя любовь к фольклору, – рассказывает Александр. – Сначала я пел народные сельские песни, особенно мне по душе протяжные: и обрядовые, и плачи. Они очень глубоко трогают, бередят душу... И посмотрите – "Черный ворон", "Степь да степь кругом", "По диким степям Забайкалья" – это же очень популярные песни, прошедшие через годы, они очень глубокие, не пустышки-однодневки... И еще мне всегда нравились и городские народные песни, старинные городские романсы и некоторые романсы современных авторов. Но пою я эти песни совсем не так, как поют, скажем, романсы наши академические певцы, не в классическом стиле, не так, как это было принято много лет назад. Я подаю их в сегодняшнем видении и восприятии, в ритме и настроении сегодняшнего дня, потому что любую песню, которую включаю в свой репертуар, никогда не исполняю механически. Каждая для меня – кусок жизни, прожитый в короткие минуты.

      В каждой моей концертной программе и народные песни, и романсы я исполняю наравне с роком. Иногда меня "бичуют" за то, что вольно обращаюсь с произведениями. Я активно вмешиваюсь в музыкальные формы народных песен. Представляете ее в "чистом" виде, это, как правило, 8-12 куплетов в едином медленно-монотонном напеве. Один-два куплета я обязательно пою в традиционной манере (обычно это первый и последний). А в середине стараюсь развить песню: вмешиваюсь в мелодию, меняю гармонии, ритм – и все это ради того, чтобы сделать вчерашнюю песню созвучной сегодняшней жизни, показать ее жизнеспособность, привлекательность и актуальность.

      К сожалению, у нас в стране этим практически никто не занимается, разве только Жанна Бичевская, но она делает свои песни ближе к стилю кантри.

      Мне совершенно ясно, что успех зависит от честного и искреннего подхода к своему делу. Часто чувствую, что слишком велика физическая нагрузка, но никогда не позволяю себе отработать программу вполсилы – а концертов из-за наших мизерных ставок приходится давать много. Но халтурить никак нельзя, потому что первым ведь себе скажу, не дожидаясь, когда это сделает слушатель, - не верю! Вообще я и на репетициях стараюсь работать с песнями "на полную катушку", чтобы уже здесь "обретать форму" и увереннее, легче чувствовать себя на концертах, чтобы не придумывать по ходу песни какие-то элементы, а жить ею. Только тогда песня может быть принята, стать каким-то символом, пробуждающим мысль, а иногда и обрести способность повести за собой. В этом плане для меня, например, очень символична песня, которую я впервые исполнил на конкурсе в Юрмале – "Коррида".


      – Вы согласны, что песня может быть "неформальным лидером"?

      – Конечно! Я очень верю в процессы, происходящие в нашем обществе, очень на них надеюсь. И очень хочу зажечь своею верой других. Кстати, одна из песен нашего с Дэйвидом Померанцем диска называется "Перестройка". Мне небезразлично, чем живет сегодняшняя молодежь, та, что приходит на наши концерты, и та, что не приходит. И мне хочется знать, почему одни приходят, а другие нет. Я, например, недавно узнал о случаях выбытия из комсомола "по собственному желанию". Разве мы не эгоистично-категоричны, заявляя: "Раз комсомол ничего не дает, нам его тогда и не надо!.." Разве это правильно: Разве не мы сами должны искать себе увлекательные дела? Почему нужно сидеть и ждать, когда их кто-то предложит: Ведь что такое неформальные объединения? По-моему, это тот же самый комсомол, лишь разделившийся на какие-то активные ячейки. А комсомольским организаторам нужно быть просто потеплее и поискреннее, избавиться от бюрократии, от запрограммированности громких фраз, попробовать спуститься с трибуны и начать разговаривать с людьми человеческим голосом. Ведь только раскованность и широта взгляда способствуют творческому подходу к работе, особенно к той, что связана с людьми, совершенно разными и непохожими друг на друга.

Т.Секридова

Hosted by uCoz