"Советская культура" 2.11.1989 г.

С пластинки - на подмостки


       Помните песню "Белая ворона" в исполнении Валерия Леонтьева! Так вот, когда она появилась два года назад, очень немногим было известно, что эта песня - фрагмент из новой рок-оперы Юрия Рыбчинского и Геннадия Татарченко "Одержимая голосами", у которой была длинная предыстория.

      Десять лет назад Рыбчинский подал заявку на пьесу в стихах о легендарной Жанне д'Арк. Заявку приняли, и через некоторое время автор принес первый вариант пьесы. Прочитав ее, редактор как-то перепуганно поинтересовалась: многие ли успели ознакомиться с этим произведением? Узнав, что только домашние и небольшой круг друзей, успокоилась: "Это хорошо. Больше никому и не показывайте... Я вас люблю как сына и хочу, чтобы вы спали спокойно".

      Представляете удивление автора? Оказывается, сам того не ведая, он создал "антисоветское произведение". В доказательство редактор прочитала ту самую "Белую ворону", а также монолог Жанны д'Арк "Так жить нельзя!"

      Редактор была милой, искренней женщиной. И автор, также искренне сказав ей "спасибо", долго считал, что она спасла его от неприятностей.

      Наверное, эта пьеса так бы и погибла, если бы не настали лучшие времена. Когда в нашей жизни начались демократические перемены, Рыбчинский достал свое опальное произведение и подумал: а не сделать ли его музыкальным? И пригласил в соавторы молодого киевского композитора Геннадия Татарченко. Весь 1986 год они работали над рок-оперой, стремясь через судьбу героини французского народа рассказать нам о нас, о нашем времени. Ну в самом деле, разве это не про нас:

         Народ всегда становится толпою,
         Когда не видит цель перед собою,
         А если цель святая, как Свобода,
         Толпа всегда становится народом...

      Не будем пересказывать сюжет рок-оперы, скажем лишь, что действующие в ней лица задаются теми же вопросами, что и мы сегодня: как жить? во имя чего жить? что такое счастье? "Принадлежность" Жанны д'Арк не только своему народу и своему времени подчеркивает и музыка, где использованы многие стили и приемы - от средневековья до наших дней. Надо отдать должное композитору - он сумел органично соединить в произведении крупной формы средневековые баллады и рок, кантри и вальс-мефисто... А это, согласитесь, непросто.

      Совсем недавно опера записана на пластинку, которую вскоре выпустит фирма "Мелодия". Долгим был поиск певицы, которая могла бы исполнить роль Жанны д'Арк. В конце концов выбор пал на Тамару Гвердцители, чей голос, считают авторы, невольно вызывает ассоциации с голосом Эдит Пиаф.

      Партнером Гвердцители стал Александр Малинин. Авторы решили, что внешне и внутренне Жанна и ее жених должны быть контрастными, чтобы чувствовалось, что они хоть и любят друг друга, но никогда не смогут быть вместе. Это с самого начала вносит в действие едва уловимую трагичность.

      - Хотелось,- добавляет композитор,- чтобы и вокальные школы у героини и героя были разными. Ведь рок-опера гораздо ближе к правде жизни, чем классическая опера. Соответственно здесь не приемлемы академические манеры пения, танца, сценического движения.

      Роль шута-дьявола исполнил Н.Караченцов, менестреля - И.Демарин, Карла - А.Жилинский. А Татарченко спел сразу несколько партий: торговца, солдата, сутенера.

      - Нам бы очень хотелось,- говорит Рыбчинский,- поставить оперу в Государственном Центральном концертном зале, где уже есть опыт подобной работы,- в прошлом году там шла опера Л.Квинт и В.Кострова "Джордано". Сейчас ведем переговоры с администрацией ГЦКЗ. Чем они закончатся, пока сказать трудно. Но мы все-таки надеемся, что премьера "Одержимой голосами" состоится в СССР раньше, чем за рубежом, где тоже хотят поставить нашу рок-оперу. Права на ее использование в странах западного региона собирается приобрести американская фирма. Впрочем, возможен вариант и совместной работы с американцами, об этом сейчас тоже идут переговоры.

Людмила Дубовцева

Hosted by uCoz