Ессентуки, 17 февраля 1990 года
С утра безмятежно на работе. Знаю, что в Ессентуках выступает Малинин, но билеты нам не достали, и идти не собиралась. Работать мне предстояло часов до четырех, но пришла Зойка и предложила помочь мне, чтобы успеть на концерт, вдруг найдем лишние билетики...
Приехали в Ессентуки, стали искать, где находится Гастрольный театр. Нашли, он оказался совсем недалеко от вокзала. Как только подошли, у нас стали спрашивать лишние билетики. Мы занялись тем же. Было у нас всего 27 рублей*. Зойке посчастливилось, а вот мне было обидно до слез. Даже если бы я нашла этот билет, пошла бы Зойка, он ей больше нравился. А мне просто хотелось посмотреть этот концерт, раз уж я сюда приехала. Хотя я любила некоторые песни этого певца, мне не столько их надо было видеть "живьем", как Зойке. В 16:15 Зойка ушла, а я осталась стоять, стояла бы до конца концерта.
Зойка оставила мне все деньги, но что мне с ними было делать? Концерт шел уже 20 минут, неужели еще есть шанс попасть туда? Оказалось, есть. Какой-то парень продал желающим, которые еще не совсем отчаялись, несколько билетов. Я оказалась в их числе.
Зашла в театр, разделась и вошла в партер. Не видя ничего и никого кроме Малинина на сцене, я продвигалась вперед. Но это продолжалось недолго. Вскоре меня выставили, так как у меня был билет в амфитеатр. Я поднялась, оттуда было плохо видно, я стояла, но какое-то внутреннее чувство не давало мне силы отвести от Малинина глаза и поискать свое место. Потом я уселась на ступеньки. Я смотрела, как люди несли и несли на сцену букеты красных гвоздик, мне тоже хотелось подарить, но цветов у меня не было.
Малинин пел практически незнакомые мне романсы, мне тогда нравилась только "Забава", правда, очень нравилась, но и эти романсы слушала я с удовольствием. Что-то было в них завораживающее, но вот что, я никак не могла понять.
Это была "Творческая встреча", и Александр отложил гитару, достал из специально приготовленных ящичков записки, которые он, по всей видимости, попросил зрителей писать ему в начале концерта, и стал отвечать на них. Вот тут-то и проснулся мой азарт, который не дает мне покоя всю мою жизнь. Мне захотелось задать вопросы самой, они возникали у меня в голове один за другим, и для этого необходимо было попасть на концерт в воскресенье.
Ответив на все записки, Александр сказал, что остальные песни будет петь под инструментальную фонограмму. Последней песней была "Забава"! И тогда я твердо решила, что поеду завтра. И подарю ему цветы после "Забавы"! Пусть и меня поцелует, чем я хуже других?!
Да и общее впечатление от концерта осталось каким-то странным, как будто я чего-то не дослушала , чего-то мне не хватало. Мне хотелось попасть еще на оставшиеся два концерта, сегодняшний еще один отменялся, так как денег мыло слишком мало.
Ехали мы с Зойкой обратно в Пятигорск и думали – какие же интересные вопросы задавать будем. А у меня в голове звучал этот бесконечный голос. Не зная текстов песен, за исключением "Напрасных слов" и "Забавы", я пела его песни, обрывки песен, засевшие у меня не только в голове, но и в душе, и в сердце. Еще знала я "Сон", но мне почему-то он не вспоминался, может, привыкла я к нему, а впечатление на меня произвело все незнакомое...
Ессентуки, 18 февраля 1990 года
Зойка заехала за мной в 12 часов и мы поехали в Ессентуки. Сразу на вокзале купили 6 гвоздик. На этот раз мы были более опытные, и лишние билетики нашли вовремя.
Обе сидели на ступеньках в амфитеатре. Я уже пыталась подпевать. Ну, и что, что не знаю текста, ну, и что, что "слон на ухо наступил", но песни Александра вызывали у меня желание петь вместе с ним, и не голосом, а душой. Наверное, потому что он сам душой поет, а голос – от Бога, так я тогда думала и пела. И так хорошо было: темнота в зале, луч, освещающий Александра – единственный свет, свет печали, как мне почему-то казалось. Пусть он говорит, что 3 дня назад женился и счастлив, что-то было в нем печальное, поэтому и луч света, и гитара, и сцена, и весь зал – все казалось мне каким-то празднично-печальным. Пусть народ смеется, когда Александр рассказывает "байку" про Рубальскую, пусть он и сам смеется над тем, что говорит, все равно в этом есть капелька грусти, а может и трагизма.
Отвечал опять на вопросы, на наши в том числе, поспорил с нами, пригласил за кулисы после концерта (правда, мы туда так и не попали), потом опять пел. Эту нотку печали я опять остро почувствовала, когда он пел "Забаву". Я чуть было не поверила, что ему "осталась одна забава – пальцы в рот, да веселый свист", так хотелось сказать ему: нет, поверь в себя, ты нужен, очень нужен людям, ты им помогаешь, потому что я уже почувствовала твою чудодейственную силу на себе. Послушав твои романсы, я уже стала лучше, чище, светлее, и появилось желание быть еще светлее…
Когда я дарила ему цветы, когда он наклонился, чтобы поцеловать меня, я поняла, что это обыкновенный земной человек, который, правда, неизвестно откуда черпает неземные силы, чтобы так выкладываться на концерте. Он действительно поет душой, сердцем, он и всю свою плоть вкладывает в каждую песню. Но какой же он был усталый! Он и целовал автоматически, и в глазах у него была пустота – голубая бездна, единственное, что можно было еще в них разглядеть – всю ту же каплю печали. И еще одиночество, которое преследует его всю жизнь... Если бы в моих силах было помочь ему, я бы сделала все, чтобы не было в глазах этой грусти, эти мысли вихрем пронеслись в моей голове, когда смотрела в его глаза, и я не в силах была оторваться от них.
И тут я поняла, что человек, ТАК поющий ТАКИЕ песни, человек с ТАКИМИ глазами должно быть очень хороший Человек, но очень несчастный.
Следующий концерт я просидела на одном дыхании, но эти мрачные мысли не покидали меня. Когда он давал автографы, я еще раз заглянула ему в глаза и опять увидела то одиночество, которое сквозило из них...
После концерта я все думала о судьбе этого Человека, мне он стал интересен не только как певец, поющий прекрасные песни, слушая которые трудно сдержать слезы, но и как Человек. И чем больше о нем думала, тем страшнее становилось мне за его жизнь. Как он жил раньше, как будет жить дальше? Это все не зря, это второй Иисус Христос, посланный Богом страдать за наши грехи.
После этого я не то, чтобы поверила в Бога, нет, я выросла с этой верой, но я как бы заново обрела веру во Всевышнего, поняла, что мне никак нельзя грешить, потому что за мои грехи будет страдать АЛЕКСАНДР МАЛИНИН. Так хотелось закричать так громко, чтобы услышали меня все-все люди и поняли: "Люди, не грешите, вы посмотрите на Него, как он страдает за вас! Пусть вам станет стыдно. Покайтесь и не грешите больше. Не заставляйте Его еще страдать, он и так уже немало выстрадал!" И это стало моей мечтой, правда, вряд ли осуществимой, чтобы настало такое время, когда Александру не придется страдать за чужие грехи. Еще казалось, что Он будет жить вечно, будет страдать, а потом вдруг он освободится от всего этого, то есть будет вознагражден за страдания...
*В 1990 году билеты на концерт стоили 2,50 – 5 рублей.
Оля Пятигорская