Молодежь сейчас больше всего волнует, пожалуй, два вопроса: как заработать побольше денег? и как стать звездой? Причем второй явно актуальнее. Решишь его – и первый сам собой отпадет. В общем, чтобы помочь новому поколению, мы отправились за советом к народному артисту России Александру Малинину. Уж он-то знает, что надо делать…
– Те, кого тошнит в автомобиле, никогда не станут летчиками. Просто их вестибулярный аппарат не приспособлен для полетов. Точно так же и настоящим артистом может стать далеко не каждый. Для этого прежде всего дар божий нужен. Нечто свыше должно быть тебе предначертано. Просто одни с детства понимают это и стремятся к своей цели, а есть люди, которые считают, мол, что за проблемы – стакан врежу и щас как запою…
– А как насчет характера…
– Характер обязательно должен быть. Да, всем нам хочется поленится, но есть вещи, ради которых наступаешь на хвост собственной лени и заставляешь себя поднять пятую точку с дивана. Надо уметь перебороть себя и начать вкалывать. Деньги сами по себе капать не будут. Правда, характер без мозгов бывает во вред. Встречал я людей очень упертых: хочу стать артистом, и все. И вот лезут они везде, пробиваются, в массовках участвуют… Вроде как характер проявляют. Смотришь на них и думаешь: и что вы здесь делаете, ведь где-нибудь в другом месте могли бы горы свернуть!..
– Александр, наверное, и "госпожу удачу" к месту вспомнить…
– Куда ж без нее! Ты можешь быть очень талантливым, у тебя может быть очень хорошая песня, но если тебя продюсер на радио или телевидении не услышит, ничего не получится. Знаете, к продюсерам приходят тысячи кассет. Между прочим, они их первыми не слушают. Для этого есть специальные люди. Причем и они послушают в лучшем случае вступление, начало запева, чуть-чуть припев. Все, не формат. Кассету откидывают. А песня может быть классная. Так что повезет – не повезет. Случай.
– Сейчас поветрие на телевидении – "народные артисты", "фабрики"... Только приходите – мы отберем, а потом будем из вас лепить звезд. И вроде лепят… На ваш взгляд, это нужное дело? Или все в угоду рейтингам?
– Это в угоду шоу-бизнесу. Люди, делающие программы, зарабатывают на этом деньги. Сразу скажу: ребята, которые туда идут, подписав контракт, становятся рабами. Их жизнь лет на десять им уже не принадлежит. Лучшие молодые годы вырваны из жизни. И будущего у многих ребят нет. Да, "фабричных" ребят знают, их раскручивают. Ну а дальше-то что? Все это интересно только по молодости – шум, гам, вроде успех, поклонники автографы просят. А по сути рождественская мишура. Как только продюсер перестанет писать тебе песни, обращать на тебя внимание, как только ты перестанешь быть ему интересен (а так будет, ведь за тобой новые "фабрики" идут!), все, ты пропал. Хочешь сам написать песню, а тебе на дают. Сиди и не вякай. И человека нет. Неправильный это путь для молодых – провести три месяца в "стеклянной банке" под прицелом камер и петь без соответствующей вокальной базы: голос за это время не поставишь. Одно могу сказать: без музыкального образования успеха не добиться.
– Если у вас такой негатив к "фабрике", чего же сына Никиту туда отдали?
– А это был эксперимент. Через Никиту я и понял, что это за фабрика такая. Но у Никиты есть родители, которые не дадут парню пропасть, дадут правильный совет. А главное – он парень талантливый, да еще и с мозгами. Так что, думаю, у Никиты впереди светлое будущее.
– Тут недавно Никита по телевидению заметил, мол, папу очень ценю, но вкусы у нас разные…
– Я просто более консервативный человек. У меня сложившийся имидж, большой опыт. Поэтому вполне естественно, что у нас разные вкусы. Я пытаюсь ему помочь, хочу направить. Иногда слушаем вместе музыку, я ему: "Смотри, какой у Чайковского здесь замечательный гармонический ход…" Конечно, Никите сейчас хочется свободы, пожить отдельно от нас. И хотя денег он много не зарабатывает, ему хватает, тем более что знает: папа-то есть, всегда поддержит.
– Александр, а ваш вкус кто формировал?
– Я начинал с народного пения, с романсов, "битлов" услышал позже. Потом занимался академическим вокалом. Затем на эстраду попал. Со временем эстраду сменил рок: здесь был иной подход. Но как бы то ни было, я окончил музыкальное училище, институт, у меня есть классическая вокальная база. Я могу немножко позаниматься и петь оперу.
– Можно сказать, что вы сами себя сделали?
– Наверное, это так. Я всегда сам все решал. Но, знаете, почему-то жалею, что родители наказывали меня не за несыгранные гаммы, а за двойки по математике. И хотя и мама, и папа были очень музыкальными (отец играл на баяне), они не придавали значения моему музыкальному образованию. Когда я поступил в студию эстрадного искусства, мама сказала: "Ну что это за профессия – артист? Вот водить поезда – это дело, всегда на хлеб заработаешь, да еще и мир увидишь". Но учиться на помощника машиниста в профтехучилище, куда я поступил, я не смог. Меня всегда тянуло к творчеству, хотел петь. Недаром же меня в детстве звали Артистом или Певцом.
– Ваш путь к успеху легким не назовешь…
– Надо уметь в жизни многое преодолевать. Автокатастрофа, из-за которой у меня на полгода пропал голос, научила меня бороться с трудностями. А в личной жизни, видимо, надо было пережить два брака, чтобы встретить Эмму и создать настоящую семью. Это очень важно. Если есть семья – значит, у тебя все в порядке в этой жизни. Я давно это понял. Ты работаешь только для семьи. У тебя есть стимул. А когда человек один, ну зачем ему все это нужно? Хорошо, заработаешь много денег. И что? Складывать их, что ли? Да, с деньгами женщину легко найти. Но ту ли, какая тебе нужна? Ведь думаешь: клюют на популярность, на достаток, хотят на яхте кататься и на "Феррари" ездить. Когда мужчина уже достиг определенного уровня, ему очень сложно найти свою вторую половину.
– Как удается в семейной жизни преодолевать трудности?
– Мы нашли систему наших взаимоотношений. Я, например, человек очень эмоциональный. Иногда могу закричать, руками замахать. Если бы моя жена тоже начала кричать и махать руками, то это ни к чему хорошему не привело бы. А Эмма умеет все гасить. Тихо скажет: "Любимый, успокойся". И все становится на свои места. В нашей семье есть определенные законы, которые мы не можем переступать. Это дает возможность бережно относиться друг к другу, сохранять отношения. Артисту нужна жена, чувствующая его. Если она, даже страстно любя мужа, не понимает каких-то основ его жизни, то не в состоянии ему помочь, даже может тянуть назад. Шоу-бизнес – сложная штука.
– А вы сами в шоу-бизнесе хорошо разбираетесь?
– Нет, у меня жена по этой части. В своем офисе я даже собственного стола не имею. А вот у Эммы в каждом офисе стол. Видимо, к бизнесу я еще не готов.
– А как же концерты в Большом зале Консерватории? Их ведь вам удалось пробить?
– Я давно мечтал выступить на этой сцене. Еще когда работал в группе Стаса Намина. Однажды мы пели народную песню в Большом зале. Я пел, а сам думал: обязательно выйду сюда еще раз и дам свой концерт… Арендовать этот зал было непросто. Сколько козней! Некоторые были готовы костьми лечь, лишь бы я здесь не выступал. Но я предложил такой репертуар, что в конце концов отказать мне не посмели. Вспомнил петые мною ранее русские романсы, арии Ленского и Германа из опер Чайковского…
– Глядишь, вы так и до западной классики доберетесь. На Шумана и Шуберта не хотите посягнуть?
– Это, надеюсь, в будущем. Вот сейчас на основе двух последних альбомов сделаю концерт в зале "Россия", а там над новой программой работать начну. Мы, как говорится, не можем, а могём.
– Александр, интересно, а как вы своих маленьких звездочек, Устинью и Фрола, воспитываете?
– Я даже не пытаюсь вторгаться в эти области. Хочу побаловать, дать конфетку, жвачку – слышу: нельзя, будут прыщики, диатез. В общем, много ограничений, и я не в материале. Мы всегда спрашиваем у мамы, что можно, а что нельзя. Вседозволенность у нас в семье не приветствуется. Дети у нас "режимные": просыпаются в определенное время, едут в английскую школу, потом на скрипке дома играют. А еще у нас замечательный тренер, который приобщает детей к спорту. Так что дети загружены по полной программе. И все это благодаря маме. Она у нас всю семейную политику определяет.
Комментарий супруги Малинина, Эммы, по поводу некоторых вопросов, затронутых в разговоре двух мужиков. (Сама Эмма Валентиновна при этом разговоре не пристутствовала.)
Семейные секреты
– Секреты очень дорого стоят. Моя бабушка только очень близким людям раздавала их. Меня она, например, как-то спросила: "Знаешь, зачем муж нужен?" Я ей ответила: "Полюбила, поэтому хочу замуж". – "Глупая, – ответила мне бабушка. – Муж нужен, чтобы улучшить твою жизнь". И я поняла, что точно так же и жена нужна мужу, чтобы улучшить его жизнь. Женщина должна быть мужчине еще одной точкой опоры. Она должна организовать быт, вовремя все поднести, подать, приготовить. Мужчина не должен иметь хозяйственных проблем.
Звезде какая нужна жена
– Я считаю, что любому мужчине не помешало бы иметь хорошую жену. Хозяйку, во-первых, организованную, во-вторых, и, в-третьих, четко понимающую свои задачи. Я, например, знаю, что нужно моему мужу и как ему не докучать. Звезде будет обременительна жена, если она со многими женскими недостатками. Понятно, о чем я говорю?
– У нас с Александром нет никакой материальной зависимости друг от друга, мы получаем удовольствие от общения, от жизни вдвоем, от семьи. Мы оба самодостаточные люди. И вряд ли могло быть по-иному. Самостоятельная женщина никогда не будет жить с мужчиной, который ей неинтересен.
Воспитание детей
– Этот вопрос у нас обсуждается на семейном совете. Поскольку папа видит детей редко, он их балует больше, чем я. Особенно малышей. Поэтому я для детей намного страшнее папы. У нас с Сашей идет по поводу воспитания борьба. Я постоянно провожу беседы, говорю ему: нельзя так баловать, ты не должен расслабляться, а то потом получишь плоды этого баловства.
– Детей надо грузить, пока они выдерживают. Они сами будут противиться, когда им будет тяжело. Пока Фрол и Устинья все делают с удовольствием. Если человек с детства не привык работать, его потом этому уже не научить. Если человек с детства праздно шатается, он не сможет быть организованным, а значит, успешным. Поэтому я как мать, которая с детьми проводит больше времени, обязана воспитать их выносливыми и работоспособными.
О бизнесе
– Бизнес – это серьезная работа, это профессия. Когда я занялась собственным бизнесом (по образованию я врач – акушер-гинеколог, – поэтому свое дело начала с создания клиники), то столкнулась со многими вопросами. Пришлось их изучать. А став женой звезды, я, совершенно того не желая, попала в шоу-бизнес. Значит, надо было и этим делом заняться. Поскольку я человек педантичный, разобралась во всех деталях. В шоу-бизнесе, думаю, я хорошо организовала всю структуру. Во всяком случае, она работает.
Олег Проханов
Фото Саяра Юнисова
и Аллы Четвериковой