Вот и закончился III Всесоюзный телеконкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни. Четыре вечера миллионы телезрителей провели в Юрмале на берегу Рижского залива.
Можно подумать, что специально выстроили концертный зал Дзинтари много лет назад без стен, чтобы вместил он не только тех, кому посчастливилось достать билеты, но и всех желающих попасть в него.
Немало новых "звезд" и "звездочек" зажег конкурс только за два года. Лидеры третьего смотра заявили о себе сходу, уже на репетициях. Однако до самых последних минут трудно было предсказать, какую именно ступеньку пьедестала займет каждый из них. Ведь конкурс – это борьба! Борьба с собой, с соперниками, с обстоятельствами.
Например, Светлану Лазареву из ансамбля "ЧП" (Ярославская филармония) после первой репетиции многие прочили в призеры, выделяя точно найденный ею сценический образ. Куда подевалось все во время конкурсного выступления – толком не может ответить и она сама. Ясно, что переволновалась – прямой эфир, ясно, что выходить на сцену второй – не подарок судьбы. Но как быть – конкурс не черновик, здесь переписать выступление набело невозможно. И то, что члены жюри присутствовали на репетициях, где в спокойной обстановке можно увидеть, на что способен исполнитель, оценить его потенциальные возможности, безусловно, правильно. Не случайно большинство участников отмечали объективность и доброжелательность бригады арбитров, которую традиционно возглавлял народный артист СССР Р.Паулс.
Очевидно, что общий исполнительский уровень был в этом году выше, чем в прошлом, – не случайно оргкомитет и жюри решили вернуть конкурсу "Гран-при", который не присуждался на "Юрмале-87". Конечно, прежде всего сказались продуманность, тщательность первичных отборов на местах: нынешние участники признались, что считают конкурс самым престижным эстрадным соревнованием у нас в стране.
Но, как правильно сказал двадцатитрехлетний солист группы "Зодиак" Зигфрид Муктупавелс, безошибочно спеть, продемонстрировать диапазон своего голоса – не самое главное для исполнителя. Он уверен, что даже с великолепными вокальными данными можно выйти к слушателям лишь тогда, когда тебе есть что сказать им.
К сожалению, не все участники, судя по их выступлению, придерживались такой позиции. Да, многие пели грамотно, стремились показать возможности своих связок, но вот индивидуальностей на конкурсе было не так много, как хотелось бы.
Характерно, что победители "Юрмалы-88", имена которых телезрителям стали известны вчера ночью: А.Малинин ("Гран-при"), Э.Кригер (I приз), З.Муктупавелс (II приз), К.Кербедис и А.Мухамедова (III приз) – практически не испытывали неуверенности в себе. Они приехали не для того, чтобы посмотреть на других, набраться опыта, а для того, чтобы получить "штамп" авторитетного музыкального ОТК – жюри, удостоверяющего уровень их профессионализма.
– Я понял, – поделился Александр Малинин, – что мне надо делать, к чему стремиться, благодаря Высоцкому. Именно его творчество явилось для меня отправной точной. Я понял, что работать нужно прежде всего честно, искренне.
Около двух лет назад Александр Малинин, за плечами которого работа в государственном Уральском русском народном хоре, в вокально-инструментальных ансамблях "Фантазия", "Голубые гитары", "Метроном", группе Стаса Намина, решил для себя, что к тридцати должен непременно стать "звездой". Нынешний солист Москонцерта, как видите, приехал в Юрмалу с совершенно определенными намерениями. Он выбрал для конкурса романс и две песни, написанные в роковом стиле. Именно эти направления отражают его музыкальные пристрастия, помогают выразить лирическое и драматическое начала характера, творческой индивидуальности. Думаем, еще не увидев оценок выступления Малинина на втором туре, многие зрители поняли, что со своей задачей Александр справился блестяще. Кстати, его восхождение в "звезды" началось за четыре месяца до того, как ему исполнится тридцать.
Может быть, на телеэкранах не все увидели это событие таким же праздничным, каким предстало оно перед нами, его живыми очевидцами. Наверняка, кто-то из зрителей опять останется недоволен репертуаром участников, общей атмосферой конкурса, его показом по ЦТ.
Да, коварен прямой эфир – может скомпрометировать любые добрые намерения. Неожиданный и интересный способ жеребьевки придумали сценаристы программы "Юрмалы-88" М.Потоцкая и Б.Салибов: гадание на ромашке. Как вы помните, участникам конкурса предложили оставить свои автографы на ее лепестках, а потом выяснилось, что росчерком пера они завизировали свою судьбу, определив тем самым порядок своего выступления. Но запланированный экспромт оказался плохо подготовленным, и потому зрелище выглядело не динамичным. Не смогли хорошо сыграть роли ведущих первого гала-концерта и умудренные опытом призеры прежних конкурсов – происходили заминки. Телезрители оказались наблюдателями и других накладок, которые не сумел скрыть прямой эфир.
Видели их и мы, сидящие в зале, и однако на наше общее восприятие конкурсного действа это не наложило негативного отпечатка, потому что все-таки, главным оставался сам процесс рождения новых талантов – а их "Юрмала-88", безусловно, открыла!
Т.Мартынова, Э.Говорушко