- "Коррида", "Осторожно, двери закрываются", "Напрасные слова", "Черный ворон". Такой широкий репертуарный диапазон, а также удивительные музыкальные и артистические возможности Александра Малинина - вот, пожалуй, ответ на вопрос, почему так разновозрастен любящий певца его слушатель.
- Все еще хорошо помнят III Всесоюзный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни "Юрмала-88", ту захватывающую борьбу, которая развернулась между двумя, пожалуй, действительно самыми профессиональными представителями этого жанра Зигфридом Муктупавелсом и Александром Малининым. Победила "Коррида". Она ошеломила зрителей упругостью мерно пульсирующего ритма, суровой аскетичностью красок, ощущением жгучего драматизма. Все стало реально: рев толпы на трибунах, топот копыт и алая кровь на песке. Ритуал боя быков - смерть, а суть его - внутренняя победа в самом поражении, победа над страхом смерти, а значит, жизнь. Таков лейтмотив этой песни. Очень немногие исполнители умеют так заключать свои мысли и чувства в неистертые оболочки музыкальных фраз и слов, чтобы, соединившись, они вызывали в душе зрителей резонанс удивительной силы. Кроме "Корриды", Александр исполнил на конкурсе несколько романсов и рок-н-ролл, продемонстрировав при этом, что разнопланово владеет искусством пластики и жеста. Итак, завоеван "Гран-при". Какой же путь был к этой победе?
- Я вырос на Урале,- начинает нашу беседу Александр Малинин. - После окончания школы поступил в студию эстрадного искусства при Свердловской областной филармонии, выдержав огромный конкурс. Принимали лишь четверых, мое же заявление в приемной комиссии было 311-м, и далеко не последним. После окончания студии принят на работу вторым баритоном в Уральский народный хор, но через полгода работы был призван в армию, где попал в ансамбль песни и пляски Уральского военного округа, но вскоре я приехал в Москву и поступил работать в группу Стаса Намина, а потом была Юрмала...
- Ну и как, трудно быть звездой?
- Да, уж не просто. Хотя, честно говоря, таковой себя не считаю. Вот Алла Борисовна Пугачева - звезда. С Аллой Борисовной уже была одна совместная работа - в концертах "Рождественские вечера". Присутствие Пугачевой на репетициях очень помогает мне, советы и замечания ее всегда ценные и благотворные. Это удивительно творческая личность.
- Сейчас вы работаете со своей группой. Расскажите подробнее о своих музыкантах, о ваших творческих планах: что записываете, готовите ли новую концертную программу?
- Выступаю с группой "Профессор". В ее составе пять музыкантов: ударные - Владимир Полонский, бас-гитара - Карен Саркисов, гитаристы Борис Лобанов и Максим Непомнящий, клавишные и музыкальный руководитель - Алексей Сафонов (он же делал аранжировку "Корриды"). Максим Непомнящий прекрасно пишет музыку, его песня "Сон" на стихи Н. Гумилева войдет в мой новый сольный альбом, где будут песни на стихи С. Есенина и некоторые уже известные. Все музыканты - мои единомышленники, а работать с друзьями всегда легче. Думаю сделать программу, целиком состоящую из романсов, с хорошим концертмейстером, возможно, с оркестром эстрадно-симфонической музыки Гостелерадио под управлением Александра Петухова, тем более мы уже сотрудничали вместе. Более отдаленные планы - грандиозное шоу, где бы я смог выступить и в роли сценариста, и режиссера, и композитора, и, конечно, певца, привлечь кордебалет, артистов цирка с лошадьми, световые эффекты, чтобы получилось настоящее зрелище.
- Что повлияло на ваше формирование как личности?
- Пусть не покажется странным - сказки. В них - традиция, устремленная в будущее, глубоко жизненная и прекрасная, и в то же время залог бесконечного обновления. Ребенку с колыбели красота открывается в сказках. Они полны чудес, сулят грядущие удачи и благополучие. Это поэзия смелого смещения реальных явлений, за которыми угадываются действительные связи существующего мира. Однако их герои не знают непоправимых бед и несчастий, и это внушает уверенность в необходимости борьбы со злом и в победе добрых сил. В людском вымысле скрывается истинная ценность человеческих отношений, объяснение того, почему нельзя не следовать влечению сердца. Достоинство и ум народа, его историческая память и праздничные одежды души - это сказки, которые наполняют глубочайшим содержанием жизнь, размеренно текущую по обрядам и обычаям, связанную с трудом, природой и почитанием предков. Обязательно читайте сказки как детям, так и сами. Вы почерпнете там глубинную сущность народной поэзии. Кроме народной мудрости в сказках скрыта и определенная поэтическая пластика, речевая ритмичность. Ведь недаром исполнитель былин, традиционный сказитель - гусляр.
- Насколько взаимосвязана русская поэзия и музыка! Считаете ли вы, что произошел отрыв от национальных корней! Конечно, молодежь увлекается современными ритмами, но не является ли особенный успех ваших романсов выражением такой тяги именно к национальному, русскому! А вы сами глубоко русский по духу, хотя, поглядывая на ваш сценический костюм и косичку, в этом можно и засомневаться.
- Я люблю фольклор и вообще, как уже говорил, начинал свою музыкальную карьеру с народных песен. Протяжные "Черный ворон", "Степь да степь кругом", "По диким степям Забайкалья" особенно мне по душе. В моем репертуаре они звучат и сегодня. Но пою их не в классической манере, не так, как это было принято много лет назад, а сообразно восприятию сегодняшнего слушателя. Особенно нравятся старинные городские романсы.
- Иногда вас обвиняют в том, что слишком вольно обращаетесь с такими произведениями. А в "Советской культуре" даже прозвучал упрек в том, что гусарским романсом "Я уеду, уеду...", прозвучавшим в новогоднюю ночь, можно только пугать лошадей.
- Да, я активно вмешиваюсь в музыкальный строй народных песен, ведь в "чистом" виде это, как правило, 8-12 куплетов в едином монотонном ритме. Один-два куплета я обязательно пою в традиционной манере (обычно это первый и последний), а в середине стараюсь дать развитие песни: вмешиваюсь в мелодию, меняю гармонию -> и все это ради того, чтобы не вызвать ощущение скуки у молодых слушателей, представить песню не в набальзамированном, а жизнеспособном, актуальном виде, донести суть.
- Можно сказать, с вашим именем связан ренессанс романса. Думается, что интерес к этому жанру в наши дни есть выражение некоторой прочной художественной традиции, отвечающей определенным запросам русской жизни, национального характера, мягкость, задушевность распева, открытость эмоций, контрастность искренней печали и безудержного веселья. Вы исполняете не только старинные романсы, но и сочинения современных авторов, пишете стихи и музыку сами.
- Пользуется популярностью романс "Любовь и разлука" Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы. А вот о "Напрасных словах" Ларисы Рубальской поговаривают как о соавторстве с Давидом Тухмановым. Это очень давняя история, задолго до Тухманова в роли композитора выступил я, но на Юрмалу повез замечательный романс, написанный Тухмановым. А вообще, мне очень нравится писать музыку, хотя, конечно, это не просто, но со стихами получается еще сложнее. Часто первоначальный замысел не имеет ничего общего с получившимся стихотворением. Может показаться странным, но по складу характера я - лирик. Свою новую программу хочу построить по этому принципу и, может быть, изменю свой сценический, ставший уже привычным образ.
- Не могли бы вы сказать несколько слов о сотрудничестве с известным американским композитором и певцом Дэвидом Померанцем?
- Моя поездка в Америку дала очень много. Во-первых, я научился жевать резинку, как это делают американцы. Во-вторых, сильно загорел в Калифорнии. Кроме того, Дэвид Померанц дал мне инструментальные фонограммы, которые я привез в Москву. На студии "Мелодия" наложил голос, а закончилась работа над пластинкой в Лос-Анжелесе. Так появился наш советско-американский диск "Далекие страны". Самое главное, я ощутил, что у всех нас одни проблемы, желания, надежды.
- Юрмала - это Эверест ваших надежд или вы думаете штурмовать более высокие вершины!
- Этот конкурс для меня далеко не планка олимпийского чемпиона, это то, что поможет мне идти дальше, обретя уверенность в правильности выбранного пути. Я счастлив, что пою и могу петь, хотя не все так прекрасно складывается в этой жизни. Меня не могут не тревожить такие проблемы, как СПИД, трагедия Чернобыля и Армении, засорение Волги и Байкала.
Чтобы быть человеком, в наше время надо жить по чести и совести. И здесь не помешала бы машина времени, чтобы вернуться в прошлое России, многослойное и многообразное. Для постижения тайн бытия хотелось бы увидеть правду давних времен, узнать приметы былой жизни, найти след, ведущий в глубину веков. Цель такого путешествия - не просто знакомство с истоками, а проникновение в дух исчезнувших столетий. Тот дух, который питает причастность к Родине и любовь к Отчизне.
Елена Сафонова