"Советская молодежь" (Рига) 9.07.1988 г.


                                                                           Меня никто не знал


      Несколько строк из биографии.

      Родился, учился и служил в Свердловске. С детства пел в самодеятельности. Пройдя небольшой конкурс, поступил учиться в творческую мастерскую эстрадного искусства при Свердловской филармонии. Окончил ее и был принят в Государственный уральский русский народный хор. Вскоре – армия, служба в ансамбле песни и пляски.

      Как-то в Свердловск приехал на гастроли ВИА "Поют гитары" Мособлфилармонии, показалось, что ребята интересно работают, и после армии отправился в Москву, некоторое время выступал с ними. Потом пел во многих ансамблях и рок-группах – "Голубых гитарах", группе Стаса Намина, например. А сейчас выступает как основной солист группы Москонцерта "Метроном".

      Он рок-певец, но с прекрасной школой исполнения народной песни. В его репертуаре очень много как старых, так и новых романсов: "Черный ворон" и "Ямщик, не гони лошадей", "По диким степям Забайкалья" и "Любо, братцы, любо", а также "Гори, гори, моя звезда", "Хризантемы"… Есть и "гусарские" романсы, и несколько романсов собственного сочинения (всего, если сесть, допустим, с друзьями, может за вечер песен 50 спеть). Именно с такой программой выступил в прошлом году в Москве на "Рок-панораме" и завоевал Приз зрительских симпатий.

      – Совершенно по-новому прозвучал у вас, Александр, романс "Любовь и разлука". Но – адекватно заложенными в нем мысли и чувствам. Захватывают и "Коррида", и "Осторожно, двери закрываются", которую вы написали вместе с Игорем Осколковым. Ваш отрыв от других участников очевиден, и это подтвердили оценки жюри, особенно на втором туре. А нужен ли был вам этот конкурс?

      – Спасибо, конечно, за хорошие слова. Но конкурс этот для меня – последний шанс, так как мне скоро исполнится 30, и тогда уже "Юрмала" для меня будет закрыта. А другого такого престижного смотра эстрадных певцов в стране просто нет. Так ярко и широко выходящего в эфир, на телеэкраны, пользующегося таким вниманием прессы. Этим выступлением я закончил какой-то этап своей творческой жизни.

      – Но вы же давно и успешно выступаете. Знаю, что с группой Стаса Намина были в США.

      – Да, и даже, познакомившись на этих гастролях 86-го года с американским певцом и композитором Дэвидом Померанцем, записал с ним пластинку "Далекие страны". Запись шла в Москве, под инструментальные фонограммы, предложенные Дэвидом, диск вышел в США. А в Юрмалу я попал сразу после своих гастролей в Штатах, завершившихся 20 июня. Там с Померанцем записали видеоклип и начали работать над новым альбомом, где будут песни, написанные и мною, и Дэвидом, – но на его стихи. Окончательный вариант запишем в ноябре – декабре.

      – И какие впечатления о совместной работе?

      – Американцы не тратят времени зря – там платишь за каждую минуту звукозаписи в студии. Это стимулирует интенсивную работу. Очень высока деловая культура, культура творческого общения в сфере искусства. И умеют все подать красиво, сделать "Упаковку". Многому нам можно поучиться у них в этом плане.

      – А о чем записанные на ваших пластинках песни?

      – Если обобщить – о дружбе, о человеческом взаимопонимании. О мире. Ведь главное сегодня – это именно борьба за него. А мы с Дэвидом решили на не словах, а делом помочь развитию взаимопонимания между нашими народами. В новом альбоме будет и песня под названием "Перестройка". А вообще сейчас к нашей стране огромен интерес даже у американцев, которые обычно достаточно замкнуты на собственной жизни и проблемах. Я удивлялся на гастролях, почему они с таким вниманием слушают меня – ведь пою на родном своем языке. И понял, что не в языке тут дело, что важно, чтобы душа пела, тогда вокруг артиста образуется что-то вроде сильнейшего биополя, энергия которого передается слушателям.

      – А у нас ваши пластинки выходили?

      – Что вы, меня никто в стране не знал! Стучишься в двери студий – и никак не достучишься. Действительно, а кто ты такой, собственно говоря! Потом и "Юрмала" имеет такое значение, что о тебе заговорят в случае успеха. Ведь на концерте тебя послушают, похлопают – и забудут. А появишься на телеэкране – обязательно запомнят. Почти всех финалистов предыдущих конкурсов так или иначе, но поддерживают теперь, приглашают и концертные организации, и телевидение...

      – Можете ли вы сказать, сколько лет выступаете как профессиональный певец?

      – Это очень трудно определить... В 1976 году стал работать в профессиональном коллективе. Но профессионалом человек становится не тогда, когда получает трудовую книжку "по специальности", а порою гораздо позже. Когда появляется собственная позиция, человеческая и творческая. Когда делаешь для себя определенные жизненные выводы, становишься способным на самоанализ, критический подход к собственному творчеству. Когда уже никто не должен подсказывать, куда тебе шагнуть, что петь, что тебе надо делать – ты сам чувствуешь это...

      Пою не только новое. Пою современным языком, передающим звучание нашего времени, те романсы и песни, которые появились много лет назад, но в них заложено общечеловеческое. И если, выйдя к зрительному залу, чувствую какую-то фальшь в себе, стараюсь отвлечься от чисто технических деталей исполнения, уйти в суть, глубину песни и понять, где ошибся, допустил сбой. И забыть, что тебя в этот момент оценивают. Тогда удается справиться с волнением, собраться. Но вообще не волнуются, мне кажется, только люди, нецелеустремленные, кто не ставит перед собой больших задач. Ведь на конкурсах высокие баллы – не самоцель. Цель – самовыражение. Высказать все, что думаешь и чувствуешь, и донести это до людей.


      – Ну что же, мне кажется, на "Юрмале" у вас это получилось. Очень хочется пожелать вам, а также всем ценителям хорошей музыки – пусть как можно скорее выйдет на фирме "Мелодия" ваш диск. И пусть он будет далеко не последним.

Н.Морозова

Hosted by uCoz