До победы на III Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской эстрадной песни "Юрмала-88" Александр Малинин был известен довольно ограниченному кругу поклонников. Кто-то видел его с группой "Метроном" на "Рок-панораме-87". Или побывал на концертах, ведь Александр Малинин – солист "Москонцерта" и много гастролирует по стране. А кто-то, может быть, помнит его пробные выступления два года назад, с группой Стаса Намина... Кстати, именно тогда на молодого исполнителя обратил внимание известный американский певец и композитор Дэвид Померанц.
– Дэвид дал мне инструментальные фонограммы, чтобы я в Москве записал на них свой голос, – рассказывает Александр. – После этого в Америке вышла наша советско-американская пластинка "Далекие страны". А буквально накануне Юрмальского конкурса Померанц пригласил выступить вместе с ним в серии концертов в Лос-Анджелесе и Бостоне. На сей раз Дэвид написал англоязычные тексты с новыми инструментальными композициями и нужно было сделать "черновые" варианты звукозаписи.
Потрясающее впечатление на телезрителей, следивших за ходом борьбы на конкурсе "Юрмала-88", произвели романсы, которые исполнил Малинин. Свое выступление на первом туре он начал с романса Исаака Шварца на стихи Булаты Окуджавы "Любовь и разлука", а в гала-концерте – с романса Давида Тухманова на стихи Ларисы Рубальской "Напрасные слова". В репертуаре певца они присутствуют наравне с современными ритмами рок-н-роллов и музыки в стиле нью-вейф.
– Я люблю фольклор, – говорит Александр. – Сначала пел народные сельские песни. Особенно мне по душе протяжные и обрядовые, и плачи. Они очень глубоко трогают, бередят душу… "Черный ворон", "Степь да степь кругом", "По диким степям Забайкалья" – это же очень популярные песни. Не пустышки... Нравятся старинные городские романсы.
В моем репертуаре сегодня часто звучат народные песни. Но пою их не в классическом стиле, не так, как это было принято много лет назад. А в ритме и настроении сегодняшнего дня. Никогда не пою механически: каждая для меня – кусок жизни, прожитый в эти короткие минуты.
Иногда меня обвиняют в том, что я слишком вольно обращаюсь с этими произведениями. Да, я активно вмешиваюсь в музыкальные формы народных песен. Представляете ее в "чистом" виде? Это, как правило, 8-12 куплетов в едином медленно-монотонном ритме. Один-два куплета я обязательно пою в традиционной манере (обычно это первый и последний куплеты). А в середине стараюсь обеспечить развитие песни: вмешиваюсь в мелодию, меняю гармонии – и все это ради того, чтобы сделать вчерашнюю песню созвучной сегодняшнему дню, показать ее жизнеспособность и актуальность, а не вызывать ощущение скуки. И я вижу, насколько интересна она в таком виде молодым. К сожалению, у нас в стране этим практически никто не занимается, разве только Жанна Бичевская, но она делает свои песни ближе к стилю кантри.
У Александра очень личное отношение к народной песни, наверное, еще и потому, что он родился на Урале в крестьянской семье. Мама родом из костромской деревни, папа – из челябинской. После девятого класса поступил в студию эстрадного искусства при Свердловской областной филармонии, выдержав огромный конкурс: принимали лишь четырех человек, а он подал заявление в приемную комиссию 311-м и далеко не последним. Дело в том, что победителей в течение года очень серьезно готовили для работы в Уральском народном хоре.
– Саша, а как вы к себе относитесь?
– Я себя ненавижу!.. Нет, это не поза. Просто все время стараюсь смотреть на себя со стороны. И вижу очень много того, что мне не нравится. То, как я пою, что делаю на сцене. Это заставляет работать над собой. Более серьезно и вдумчиво, чтобы хоть как-то приблизить песни к верхней планке, установленной мировым звездами.
Моя творческая позиция – честный и искренний подход к своему делу. Естественный, без фальши и наигрыша. Часто чувствую, что слишком велика физическая нагрузка. Но халтурить никак нельзя, потому что первым ведь себе скажу (не дожидаясь, когда это сделает слушатель) – не верю! Я и на репетициях стараюсь работать с полной отдачей, чтобы уже здесь "обретать форму" и увереннее, легче чувствовать себя на концертах.
Я знаю, что песня может быть принята, стать символом, пробуждающим мысль. А иногда и обрести способность повести за собой. Такой для меня стала песня "Коррида", которую я впервые исполнил в Юрмале.
Я верю в процессы, происходящие в нашем обществе. Надеюсь на них. И очень хочу зажечь своею верой других. Одна из песен нашего с Дэвидом Померанцем диска называется "Перестройка". Мне небезразлично, чем живет сегодняшняя молодежь. Та, что приходит, и та, что не приходит на концерты. Хочется быть понятыми людьми, для которых я пою свои песни.
Татьяна Секридова