представлять любителям современной музыки, в общем, и не надо. Стремительный рывок в его творчестве, взявшей начало в "Юрмале-88", сразу привлек внимание многих. Песни из последней программы Александра - часть их он исполнил на открытии "Юрмалы-89" - подтвердили его намерения идти в поисках истины на эстраде своим путем. Я подумала, что обозначить это своеобразие можно словом-предназначением, которое Саша сам себе выбрал в одной из песен - словом "менестрель",, отдающим чем-то странствующим, далеким от мишурной пошлости эстрадного мира...
- Александр, в "Птицах", "Пилигримах" как-то настойчиво звучит мотив - "в клетке не пою, я себя не продаю...". Это из серии "Каждый хочет птицу в клетке для себя иметь, чтоб могла зимой и летом для потехи петь". Хотелось бы полюбопытствовать: не продаюсь - кому! И не кажется ли Вам, что эстрада, в целом как некритичный и поверхностный взгляд на вещи, заведомо играет роль "птицы в клетке"! Не то - рок...
- Не продаюсь прежде всего конъюнктуре. А понятие рока... я согласен - это свобода, несвязанность. Я сам себя считаю рок-певцом. И ни в коем случае не эстрадным. Если честно, то меня раздражает само какое-то пошлое, мерзкое определение слова "эстрада", сразу представляются бездарные люди с песенками, которые намозолили уши...
- Иной раз говорят, что советскому року при отличных текстах недостает музыкального умения, а в эстраде, наоборот, при пустейших текстах - профессионально сделанная музыкальная часть.
- Это не так! Все зависит от одной вещи, которая в любом стиле называется профессионализмом. Из наших рок-групп, па мой взгляд, наиболее профессионально работает "ДДТ". Но вообще рок у нас - это, конечно, подражательство Западу, повторение. Этот стиль, эти ритмы, эти шоу-эффекты органичны для "них", а для нас - нет. органично не это. К тому же при всем своем стремлении мы не сможем догнать "их" по части технического оснащения, индустрии шоу-бизнеса, поставленного там очень разумно. Для наших музыкантов зависть к западному уровню музыкальной индустрии - трагический вопрос. Работать для советских исполнителей на "их" аппаратуре все равно, что Маугли дать в руки нож и вилку - ему удобней языком с тарелки слизать. Все это решится, конечно, когда страна в целом дойдет до нормального уровня жизни и экономики. Но лозунг "хлеба и зрелищ" никуда ведь не исчез. А что мы можем пока дать народу? "Лопай, что дают!" Какой хлеб, такая и песня...
- Может, спасение в хозрасчете! Ведь и "Юрмала" нынче тоже была отчасти хозрасчетная. Правда, это сразу же больно ударило по карману бедных журналистов, которым пришлось, несмотря на аккредитацию, покупать на все туры конкурса билеты по шесть (!) рублей. Вообще: хозрасчет в искусстве - к добру или нет!
- Я думаю, к добру. Это как джунгли - выживет сильнейший. К чему мы пришли, пока искусство развивалось на государственной основе? К тому, что из каждого ящика, и" каждого утюга несется "Ласковый май". Вот уровень. Теперь трудно уповать на то, что хозрасчет его сразу подымет.
- Но ведь именно поэтому в круговороте хозрасчета могут погибнуть экспериментаторы, "нетрадиционалисты", не рассчитывающие свое творчество на "массы"?
- Да, они, пожалуй, загнутся. С этим нужно что-то делать... Но согласитесь: у нас осталось тан мало людей, которые могут делать свое дело стопроцентно. Я работаю на сцене честно, как проклятый, и по часу потом не могу отдышаться, отойти - не терплю фонограмм. И меня завтра обхамит где-нибудь в сфере обслуживания тот лее человек, для которого я выкладывался вечером на концерте. Ну что, ненавидишь свою работу, заставляют тебя работать? - Так лучше уйди. Я другому доплачу только за приветливость - вот и хозрасчет. А богатых у нас не терпят, и не привыкнут к ним, хотя и в поте лица заработал. Вот лежу я. лежу, кто-то пашет рядом, пашет. А вот я встал, взял дубинку, отнял у "пахаря" деньги, поделил поровну, и снова - бух! - лежу, жду, пока следующий кто-то наработает. И опять - поровну... Пора же наконец жить по справедливости!
- Саша, как Вы считаете, должен ли певец, артист быть интеллектуально развитым, умным человеком! Ведь он всю жизнь произносит лишь чужие тексты, и главное, что от него требуется, - голос,а не мозги!
- Певец должен быть не только художником, но и философом, мыслить теми категориями, которыми мыслит весь мир. Он должен по-настоящему ощущать и нести свою миссию.
- В чем же миссия Малинина?
- Я патриот своей России - это главное. Я считаю, это моя миссия на земле. Фольклор, русский дух у нас преподносится сейчас на кичевом уровне. Но это далеко от истинных корней, традиций. Мы потеряли их. Библиотеки завалены записями подлинных народных песен, рассказов, но люди, их поведавшие, уже почти совсем исчезли с лица земли. Еще десяток лет и - мы потеряем все окончательно. Поэтому я делаю конкретное дело - пою русские песни. И в этом смысле очень завидую, например, тем же латышам - у латышского народа есть сегодня единство, флаг, цели, традиции, корпи. У русских все гораздо сложнее...
Г.Ханнанова